Апостол Павел, наряду с апостолом Петром, называется первоверховным, столпом Церкви Христовой. Он не входит в число двенадцати апостолов, а также в число семидесяти апостолов. Апостол Павел называется «апостолом язычников». Он первоначально носил имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову, родился в киликийском городе Тарсе в Малой Азии.
В те времена город Тарс славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Родители Савла были люди состоятельные и имели благородное происхождение. Их предки издавна пользовались правами римского гражданства. Родители Савла дали сыну наилучшее образование, какое только было доступно в городе.
Окончательное образование Савл получил в Иерусалиме, славившемся в те времена, как средоточие иудейской мудрости. Он был хорошо знаком и с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями. Таким образом, будущий апостол Павел был образованнейшим человеком своего времени.
При этом Савл проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Возможно, что по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан, даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты Гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» — Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему указано будет, что делать дальше. Спутники под руки привели ослепшего Савла в Дамаск. Там он был научен вере и на третий день был крещен Ананией. При погружении в воду Савл прозрел, причем не только физически, но и духовно, что очень символично.
С того момента Савл стал ревностным проповедником прежде гонимого им учения. Для всех это его внутренне перерождение было настолько странным и необычным, что отблеск его преследовал Савла всю оставшуюся жизнь. Его пламенные и мудрые проповеди, ведь он же был очень образованным человеком, вызывали часто двойной эффект.
Одни безоговорно верили ему и обращались в христианство, другие с ненавистью непонимания его перерождения, в их понимании предательства, готовы были кидать в него камни. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами.
Из-за покушения на него эллинов апостол Павел отправился в родной город Тарс, откуда был призван Варнавой в Антиохию для проповеди, затем путешествовал с ним в Иерусалим для передачи собранной помощи нуждающимся. Оттуда по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие с 45 по 51 год.
В 51 году святой апостол Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона (обрезание). Вернувшись в Антиохию, апостол Павел предпринял второе апостольское путешествие с 51 по 54 годы в Македонию, Грецию, по пути посещая ранее основанные им церкви.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел отправился в третье апостольское путешествие, продолжавшееся с 56 по 58 годы. В Эфесе он в течении двух лет проповедовал в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание Галатам. Народное восстание, поднятое против него серебряных дел мастером Димитрием, заставило его покинуть Эфес.
Апостол Павел отправился в Македонию, затем в Иерусалим. В Иерусалиме он был взят под стражу римскими властями из-за возникшего против него мятежа. Апостол Павел пребывал в заточении сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте.
Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Возле острова Мальты он потерпел кораблекрушение и только летом 62 года достиг Рима. Здесь он пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
В Риме он написал большую часть своих посланий. Дальнейшая судьба апостола Павла в точности неизвестна. Есть основание думать, что он вновь предпринимал апостольские путешествия, во время которых был в Ефесе, где оставил епископом Тимофея и на Крите, где оставил епископом Тита, и дошел с проповедью до Испании, по свидетельству святителя Климента Римского.
Приблизительно в 67-68 годах, в царствование жестокого Нерона, апостол Павел вновь был взят под стражу, заключен в узы, но проповедовал даже при дворе императора Нерона, обратив в христианство его любимую наложницу, за что предан был суду. После девятимесячного заключения апостол Павел был усечен мечом, как римский гражданин, в 67 году после Рождества Христова.
Священные останки апостола Павла были погребены верующими близ Рима. Впоследствии над его гробом, для поклонения которому верующие стекались со всех стран, Константин Великий создал небольшую церковь, которая позднее была расширена Валентинианом.
«Так скончал течение свое сосуд Христов избранный, учитель языков, всемирный проповедник небесных высот и райских доброт видец, Ангелов и человеков позор и удивление, великий подвижник и страдалец, язвы Господа свего на теле понесый, святый верховный апостол Павел, и вторицею, аще и кроме тела, до третьяго Небесе взятся». (Святитель Димитрий Ростовский)
Святой первоверховный апостол Павел написал в разное время своего апостольства четырнадцать посланий. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, апостол Павел разъяснил учение Христа, подтвердил необходимость совершения таинства Евхаристии, опроверг иудеохристианство.
Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении, отрывки из них читаются во время Божественной литургии и некоторых других богослужений, а также на различных требах. Четырнадцать посланий апостола Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное безсилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией.
По его глубокому убеждению, вся его жизнь до обращения была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией.
Память: 29 июня / 12 июля.
Акафист первоверховным апостолам Петру и Павлу смотрите в статье, посвященной апостолу Петру.
КАНОН АПОСТОЛУ ПАВЛУ