Старец Захария (Зосима), схиархимандрит Свято-Успенской Троице-Сергиевой Лавры, духовник обители, последним покинувший ее в революционное лихолетье при ее закрытии в 1919 году, чудотворец, дважды ходивший по воде как по суше, несколько раз сподобившийся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, родился 2 сентября 1850 года в Калужской губернии.
При святом крещении младенец получил имя Захария в честь пророка Божия Захарии, отца Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Родители Захарии были крестьянами, бывшими крепостными Нарышкиных. Жили они богато, были «сами хозяева», так это тогда называлось. Семья была глубоко верующей, благочестивой.
В семье было 11 детей, одинннадцатым из которых родился Захария. Многие из детей умерли во младенчестве. Его матушка Татьяна Минаевна работала до последних минут в поле, там и родила она сына без посторонней помощи. Завернуть дитяти было не во что, она положила его в подол платья и принесла домой.
Отец Захарии Иван Дмитриевич был очень добрым, хозяйственным, верующим человеком. Регулярно ходил в храм, много молился, но крепко выпивал. И все же мать воспитывала детей в уважении к отцу и кормильцу, была святой жизни человеком. Она ко всем относилась с любовью, старалась помочь чем могла, привечала бедных и страждущих, ничего для них не жалея.
Очень ее уважали на селе. Без ее совета и замуж не выдавали и не женились. Громадный авторитет у нее был среди односельчан, обо всем с ней советовались. Сына она воспитала в любви и благочестии, учила делиться всем с неимущими, вперед товарищей куском хлеба накормить, а потом уж и самому есть.
Ребята любили кроткого Захарию и прозвали его с младых лет «попом». Мать же души в мальчике не чаяла. Очень рано начал отрок уходить из дома в поле, в лес, чтобы помолиться в одиночестве, бывало и по несколько дней не возвращался домой, питаясь корешками трав, ягодами. За это его считали странным.
Когда Захарии было семь лет, сельский священник отец Алексий предсказал его матери, что сын будет ей на радость, но не кормилец: он будет монах и доживет до глубокой старости. Когда Захарии исполнилось 16 лет, умерла его горячо любимая мать. Перед смертью она благословила сына Казанской иконой Божией Матери на монашество, предвидя, что отец будет против.
Несколько лет будущий старец Захария просил отца отпустить его в монастырь, но тот категорически возражал, настаивая на его женитьбе. Пришлось ему пойти на хитрость. Он попросил у отца разрешения сходить в монастырь «Белые Берега», куда по данному ею обету собиралась мать, но не успела, к иконе «Троеручица«.
Игумен обители послал юношу в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Старец Амвросий встретил его ласково, без расспросов зная, кто он и откуда. Преподобный сказал, что отец его теперь отпустит и препятствовать в его намерениях не будет. Только ему самому нужно прежде отговеть и покаяться в грехах.
Получив благословение преподобного Амвросия Оптинского, старец Захария вернулся в обитель «Белые Берега». После возвращения он вскоре очень серьезно заболел. Монахи отвезли Захарию в Брянск в больницу, где он три месяца пребывал между жизнью и смертью. Отец, извещенный о том, что сын находится при смерти, возражать против его желания о монашестве не стал.
Однажды старец Захария увидел в тонком сне Пресвятую Богородицу, Которая ласково коснулась его лба и сказала: «Ты еще поживешь. Монахом будешь». Проснулся он совершенно здоровым. Отец забрал его после выздоровления домой, где Захария снова слег и пролежал опять два месяца, не принимая никакой пищи, пил только отвар из соломы.
Отец сам отправил его потом к отшельнику в Калужскую губернию, старцу Даниилу, который около 40 лет жил в уединении и молитве. Это был большой подвижник и постник. Весь Великий пост он ничего не вкушал, только в Благовещение и Вербное воскресенье подкреплялся скудной пищей.
Прожил у него старец Захария несколько месяцев до праздника Жен мироносиц. Здесь хорошо ему жилось, он на деле поучался истинно монашеской жизни, но ему надо было уходить, так как в болезни он дал обет преподобному Сергию Радонежскому поселиться в Троице-Сергиевой Лавре.
Отец Даниил благословил его отправляться в Лавру, которую накануне старец Захария, несомый Ангелом, видел во сне. Так началась у святого Захарии жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. В монашество послушник Захария был подстрижен в 1885 году с именем Зосима, в схиме Захария, в миру Захар Иванович Егорченков.
При получении сана на него было возложено послушание духовника Лавры, причем не только для монахов, но и для паломников. Как отмечали его духовные чада, старец Захария (Зосима) обладал особым даром выслушивать исповеди кающихся и утешать их, кроме того он обладал даром прозорливости, дарованным ему Господом. Так в Лавре появился новый старец.
После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1919 году старец Захария (Зосима) переехал в Москву, где жил на частной квартире. Туда к нему потянулись люди, скорбящие, обездоленные, болящие. Он утешал, помогал, исцелял души. 15 июня 1936 года старец Захария (Зосима) мирно отошел ко Господу.
Похоронили старца на Введенском кладбище города Москвы. 19 октября 2019 года после панихиды, совершенной на Введенском кладбище наместником Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандритом Павлом (Кривоноговым), останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру в крипт Успенского собора, где их положили рядом с могилой Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I.
Старец Захария (Зосима) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами, оставил бесценные поучения своим духовным чадам. (Выдержки из поучений старца в статье сайта «Крестное знамение» и в статье «Поучения старца Захарии«) О нем написана книга «Старец Захария (Зосима). Подвиги и чудеса» и «Старец Захария. Последний монах Троице-Сергиевой Лавры».